Рядом с нами в нашей жизни мирно сосуществует огромное количество стереотипов. Так, например, при слове "интернат" большинство представляет себе загороженное закрытое здание, в котором обитают потенциальные надзиратели концлагерей и дети-изгои с непоправимо травмированной психикой и навсегда покалеченными жизненными установками, а на свет божий оттуда выходят будущие убийцы, воры и другие асоциальные слои населения.

Что же толкало туда нашу благополучную организацию отличников, победителей олимпиад и всевозможных конкурсов, успешной и уверенной в себе молодежи?

Любопытство. Хотелось посмотреть, как живут люди "там".

Жажда исследований. Очень хочется выяснить, сможет ли наша методика, которой мы так гордимся, помочь детям из интерната найти свое место в жизни, научиться формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, в конце - концов, общаться без проблем со взрослыми и сверстниками.

Переизбыток знаний. Надеемся, что знания, которые есть у нас, будут полезны детям, которым пока недоступна такая роскошь, как Интернет, а книги, которые они могут найти в библиотеке, изданы в тысяча девятьсот затертом году. Благодаря поддержке Альянса Партнерства Каунтерпарт, наше стремление стало реальностью.

Нас предостерегали наши партнеры: какие занятия, знания, навыки, если на вас будут смотреть голодные глаза, а мысли у детей будут одни - о еде. Поэтому, мы шли в интернат с некоторой настороженностью. Опасались увидеть вопиющую бедность и оказаться бессильными помочь интернату.

Правда, после разговора с администрацией, мы были приятно удивлены теплотой нашей встречи. Создавалось впечатление, что нас здесь уже давно ждали. Мы выбрали группу детей, помещение и готовились начинать занятия, довольные тем, что наш стереотип постепенно развеивался. Еще больше нас, ожидавших встретить замкнутых и озлобленных подростков, радовали дети, оказавшиеся обычными школьниками, с определенными и естественными человеческими потребностями и интересами. И основная их проблема - недостаток простого внимания и любви. Никакие подачки и подарки, которыми пытаются купить детей представители религиозных групп, да и все, приходящие в интернат, не смогут заменить нормальное человеческое общение. Именно это мы и пытались учесть, разрабатывая методику, которая создается для детей и ради них.

И тут нас, несколько расслабившихся от легкости достижения цели, ожидал сюрприз: нежелание персонала даже задуматься, зачем мы сюда пришли. Стена непонимания должностных лиц - для нас ситуация знакомая. И ее анекдотичность нас даже веселит.

Теоретически, занятия должны проходить, когда у наших подопечных свободное время. Посещение - абсолютно добровольное. Единственное наше условие, чтобы максимальное количество старшеклассников один раз пришли к нам. Участвовать или нет в следующих занятиях - это будет уже их выбор. Но дети приходят на занятия, сбежав(!) от воспитателей.

Обычно воспитатели придерживаются теории: "Что, за эту зарплату еще и работать надо?". Но именно по средам и пятницам, когда в интернат приходим мы, возникают "обязательные" дополнительные уроки, беседы с психологом, дежурства, смотры, концерты и религиозные проповеди. Да мало ли чем еще, нужным и интересным, можно наполнить свободное время 8-9-классников! Мы приглашаем к нам и взрослых - посмотрите, что мы делаем. Ответ написан на лице - вот еще, мы и так все знаем, что на вас время тратить. Так что наша жизнь окрасилась новыми красками. Теперь мы ведем борьбу за право дарить внимание и заботу, взамен равнодушия и безразличия. Парадокс, но за целый месяц только один воспитатель пришел посмотреть, что же мы делаем. Кстати, группа его учеников, а заодно и наших, самая многочисленная. Другие воспитатели тоже заглядывают – "изъять" с занятия своих подопечных.

Открытость интерната на самом деле оказалась всего лишь внешней стороной медали. На другой стороне – старые, проверенные советские методы и шаблоны поведения в отношении детей. Интернаты фактически оторваны от реальной жизни, и для детей, живущих там, перспектива занять достойное место в жизни очень мала. Понятие "новая образовательная методика" здесь непонятно и ненужно. Конечно, администрация вынуждена тратить много сил на материальное обеспечение детей, и времени заниматься содержанием и качеством обучения и воспитания не остается. С другой стороны нововведениям сопротивляется сама сложившаяся система, частью которой являются воспитатели и учителя "старой" закалки. Для них рабочий день начинается и заканчивается в определенный час, обязанности вписаны в штатное расписание. Ну, а что будет с выпускниками потом? Кем они станут, и кто даст им необходимый совет?

Большинство девочек мечтает хорошо выйти замуж, а парни в лучшем случае - стать охранниками. Другой перспективы дети, как правило, не видят. Может быть, именно поэтому с каждым годом растет число детей, меняющих интернат на другие закрытые заведения, в зависимости от тяжести совершенного преступления?

Мы, к сожалению, тоже не можем гарантировать каждому ребенку безоблачную жизнь. Максимум, что мы можем сделать - это показать им возможные перспективы и научить выбирать достойные цели. Мы не жалеем детей и не сочувствуем им, мы общаемся с ними на равных. Среди нас нет взрослых теть и дядь, которые точно знают "что такое хорошо и что такое плохо", мы не учим и не поучаем. Мы заставляем их думать, прислушиваться к себе и другим, и самим принимать решения.

Но действовать в одиночку нам трудно. И поэтому мы все еще надеемся на то, что к нам на занятия все-таки придут воспитатели интерната, помогут своими советами а, может быть, иначе посмотрят на детей и станут больше им доверять. На этих детей уже успели навесить ярлыки: они-де норовят что-нибудь украсть, обманывают, делятся на непримиримые группировки, ничем не интересуются. А они дарят нам рисунки, провожают до ворот, приглашают на свои выступления, а малыши подходят просто прикоснуться и заглянуть в глаза...

Л. Ямщикова, А. Молдаванова