Лето, каникулы, море, пляж, лагерь, занятия...
Какое слово в этом ряду лишнее?
Если вы выбрали «занятия» - то эта статья в первую очередь для вас.
Вопрос «Оправданы ли дополнительные занятия школьников во время каникул?» действительно спорный. Есть очень серьезные аргументы против занятий - сложная школьная программа, финансовые проблемы родителей и, как следствие, недостаточное питание школьников.
А что же думают сами школьники? В нашем случае мнения участников разделились: одни считают, что было очень хорошо, а другие,- просто великолепно. В этом следует разобраться!
Лагерь был запланирован изначально в качестве учебного мероприятия для детей из школьных дебатных клубов города Одессы и ее областных центров и их учителей-тренеров, но в нем с удовольствием приняли участие и гости из других регионов Украины (Днепропетровска и Харькова).
Для большей эффективности проведения занятий участники лагеря были разделены на четыре группы: тренеры, опытные англоязычные игроки, начинающие украиноязычные и младшие дети, имеющие небольшой опыт игры в дебаты. Для каждой из групп был разработан индивидуальный план занятий и темы лекций. У каждой группы был куратор, но лекторы периодически менялись в зависимости от наличия опыта для проведения того или иного занятия. Сами опытные тренеры не только обучали, но и играли в дебаты и не только вечером у костра, но и днем в показательной игре, ставшей одновременно отправной точкой и сигналом к открытию лагеря. Занятия были запланированы на время наибольшей солнечной активности, что спасало юных дебатчиков от солнечных ударов и излишнего купания. Летнее солнышко и зовущее синее море не оставили равнодушными участников лагеря, и когда жара утихала, мы с удовольствием проводили занятия на пляже под романтичные звуки волн. Один из наших тренеров как-то сказал: «Это ж чистое здоровье играть в дебаты в беседках, продуваемых легким бризом, слушать и проводить лекции на морском побережье, готовить команды в прозрачной морской воде!»
В рамках занятий использовались элементы психологических тренингов. Так иногда группа могла попасть в прямо скажем необычную ситуацию, из которой обязательно было нужно найти выход. Например известная в психологии игра «Кораблекрушение» была преобразована в «Дебатную терминологию». По условиям группа оказывалась в состоянии тонущего корабля. Спастись можно было только за ограниченное количество времени и только при достижении согласия среди всех участников. Таким образом школьники не только тренировались убеждать и конструировать аргументы, но и работать в команде, учитывая индивидуальные особенности участников. Жесткий регламент заставлял лимитировать обсуждение и способствовал обучению навыкам распределения времени. Здесь как нельзя лучше проявлялись не только лидерские качества детей, но и умение убеждать с помощью логики и риторики. Экспертами в данной игре выступали более опытные дебатчики, которыми были в течение года подготовки к лагерю разрабатывались критерии «выплываемости» корабля.
Ну и конечно в лагере было много игр, развлечений и веселья. Как отзывались о лагере сами участники: «Мы могли и одновременно играть в дебаты и классно развлекаться». Для многих из них впечатления от летнего лагеря стали самыми яркими за все лето. Любимыми спортивными развлечениями были футбол и баскетбол, в которые мы играли на местной площадке гостеприимного лагеря «Юнга». Изюминкой стал ежедневный волейбол на пляже, в который играли и взрослые и дети.
А вечером все собирались на эстраде, чтобы порешать интеллектуальные задачки или поиграть в подвижные командные игры. Были тут и завязанные глаза, и сюжетные игры и задания на скорость. Соседи «Юнги» не раз слышали по вечерам смех веселья и азарта юных дебатчиков, что привлекало некоторых из них подойти поближе, посмотреть, а может быть и поучиться.
Ну а ночью ... все не заканчивалось. В это время друзья собирались на берегу моря возле теплого костра, чтобы обсудить пережитое за день, просто поговорить и насладиться ночным воздухом. Тренера обсуждали занятия, задумывая «коварные» планы на будущий день. Случались и ночные прогулки по лунной морской дорожке, но только для самых смелых, то есть для тех, кто не боялся акул. «Летний лагерь поразил меня разнообразием и яркостью впечатлений»,- такой вывод сделала одна из самых смелых школьниц, которая с удовольствием участвовала во всех лагерных мероприятиях.
Для наших участников лагерь стал сказочной страной исполнения желаний, так как каждый мог предлагать свои идеи для занятий и игр и участвовать в их осуществлении. Может быть именно поэтому в лагере каждый нашел себе любимое дело, и не одно, а несколько. Один из игроков охарактеризовал свои впечатления так: «Эти пять незабываемых дней останутся в моей памяти навсегда».
Дебатный лагерь стал уникальной возможностью для соединения приятного с полезным, и это является главным аргументом в пользу того, что он является эффективной формой проведения летних каникул и отпусков. С дебатной точки зрения в нем готовились будущие топ спикеры региональных и национальных, а быть может и всемирных турниров и просто люди, готовые и умеющие грамотно отстаивать свою позицию и критически относиться к собственному восприятию объективного мира. Ну а чисто по-человечески мы чувствовали себя большой и давно знакомой компанией лучших друзей, которым приятно провести вместе несколько погожих летних деньков. Хорошего всегда бывает очень мало, но мы не отчаиваемся и снова готовимся к созданию сказочного дебатного континента, на котором будем рады увидеть и вас.
А. Молдаванова, для журнала «Наша крыша»