Школа № 121

Одеса, вул. Толстого, 1, р.265993, e-mail: sch121@paco.net
Керівники: Волянська Галіна, Соболева Оксана
Шкільний клуб
Грає українською та англійською мовою
Клуб збирається щочетверга

Игра "Дебаты" прочно вошла в учебную и внеучебную деятельность нашей школы. Если начинали мы несколько лет назад с команды, состоящей из 3-х человек, и 2-х учителей английского языка, то сейчас школьный клуб состоит из учащихся 7-11 классов, 4-х учителей английского языка, истории и правоведения, биологии и польского языка.
А начали мы с того, что на одном из педсоветов провели показательную игру на тему "1 сентября – самый светлый праздник в жизни учителей".
Присутствующие в зале имели возможность увидеть ход игры, логику и аргументацию выступающих, перекрестный опрос.
В дальнейшем многие учителя стали использовать элементы дебатов на уроках. Так, учитель истории и правоведения Фальковский А.А. утверждает, что дебаты помогли многим его ученикам четко формулировать свою точку зрения на события, отстаивать свою позицию в поставленных учителем юридических задачах. Учитель дает тему, и учащиеся аргументировано доказывают свое мнение. Например, по поводу смертной казни, либо статуса русского языка на Украине, либо о необходимости двухпалатного парламента – 9-е классы, сравнение тоталитарной фашистской Германии с тоталитарным советским режимом. Иногда он использует командный принцип, что предполагает совместную подготовку учащихся.
На уроках истории Фальковский А.А. предлагает учащимся посмотреть на одно и то же событие с разных сторон. Здесь формируется умение логически мыслить и излагать учебный материал. Кроме того, дебаты стимулируют исследовательскую деятельность учащихся, заставляют использовать дополнительную литературу, Интернет и другие альтернативные информационные источники.
На уроках иностранных языков учащихся учат, прежде всего, умению держаться на публике, использованию фраз согласия, несогласия, сомнения, критики, обобщения. Учителя английского языка Соболева О.П., Волянская Г.В., Меженская О.П., Романовская Л.Ю., Хименко И.Г. при обсуждении тем, где есть альтернатива дают учащимся возможность защиты каждой из сторон ( например, "Преимущества и недостатки разных средств массовой информации", "Школа будущего – каким быть учителю?", "Живой или механический учитель – что лучше?", "Спорт: виды спорта, провоцирующие насилие"). На уроках английской и американской литературы учащимся дается возможность рассмотрения произведения с разных точек зрения.
Очень часто на уроках иностранных языков учащимся ставится задача перекрестного опроса. Т.о. дебаты развивают логическое мышление, умение отстаивать свое мнение, спорить,,, не соглашаться, делать анализ, подводить итог. Но самое большое преимущество дебатов – это то, что они увеличивают словарный запас учащихся, улучшают и обогащают их речь.
Учитель биологии Горбунова И.В. считает целесообразным проведение дебатов на обобщающих уроках, т.е. на подведении итогов знаний по всей теме. По возможности, перед учащимися ставится еще и проблемная задача. Стало традицией проведение дебатов по таким темам, как "Происхождение человека" и "Происхождение органического мира".
Для формирования чувства ответственности и гражданского долга была проведена конференция "Экология и экономика: что важнее для государства", где непосредственно присутствовали элементы дебатов, в результате которых ребята пришли к выводу о неразрывности этих двух понятий, необходимости принятия законов, обеспечивающих решение двух проблем одновременно.
Во внеклассной работе заместитель директора Крачун А.О. использовала дебаты для формирования школьного парламента: предвыборная кампания президента, функциональные обязанности парламента, целесообразность его существования в школе.