Интерактивное обучение на берегу моря.

(нажмите на имя для просмотра фотки)

Директор: Левчишина Оксана Михайловна

Кураторы: Кашпарова Евгения, Пак Елена, Логвиненко Екатерина, Коваленко Надежда.

Тренера: Веселова Ольга, Артеменко Олеся, Балабанова Ольга, Козин Валентин, Славский Александр, Денисюк Алексей

Я никогда не бываю так занят,
как в часы своего досуга.
Цицерон

О чём, о чём, а вот о школе летом хочется думать как можно меньше. Наверное, это потому, что мало у кого школа ассоциируется с занятиями в тени деревьев, с учителями, которые вместе с детьми сидят на подстилках, играют в "сало" в море и строят мосты из бумаги...

Вот уже шестой год подряд Центр содействия интеллектуальному развитию молодежи "Диспут-клуб" организовывает летнюю оздоровительно-образовательную Школу. В этом году она была посвящена межкультурному общению. Для нашего города эта тема особо актуальна, поскольку в Одессе и одесской области проживают представители более ста национальностей. Эта тема включает в себя вопросы языка межкультурного общения; уважения, сохранения и понимания различных культур и принятия людей, принадлежащих к разным культурам.

Участники школы также затронули такой сложный даже для профессиональных политологов вопрос, как оправданность либо неоправданность деления на нации. Кроме того, все мы принадлежим к разным культурам: кто-то к культуре взрослых, кто-то к культуре детей; кто-то к культуре мужчин, кто-то к культуре женщин; в то же время многих из нас объединяет культура, которая находится на пересечении запада и востока. О том, что прежде, чем доносить что-либо до человека, необходимо понять его культуру, участники очень хорошо поняли во время ролевой игры "Дердианцы", когда жители загадочной страны Дердии поднимали оглушительный крик, если нарушали их традиции. Безусловно, научиться межкультурному общению, глубоко вникнуть во все вопросы за семь дней, проведенных на Каролино-Бугазе, невозможно. Важно то, что была возможность об этом задуматься и получить некоторые практические навыки.

Польский поэт и афорист Станислав Ежи Лец оставил нам свое замечательное высказывание: "Величие нации должно уместиться в каждом её представителе". Общаясь с человеком, мы не только воспринимаем его как жителя планеты Земля, но и как носителя определенной культуры. То ли к сожалению, то ли к счастью, мы часто опираемся на стереотипы. Они помогают нам ориентироваться в мире, но всегда ли они отражают внутреннюю сущность? Об этом участники могли поразмыслить во время занятия, на котором им необходимо было за короткое время с помощью рисунка представить слова "беженец", "иностранец", "европеец", "дискриминация", "мусульманин" и т.д.

Несмотря на то, что в школах есть психологи (1-2 на 1,5 тыс. человек), часто наши дети не умеют толерантно относиться друг к другу, уважать права друг друга, гордиться своей уникальностью. В наших родителях воспитывали ощущение, что неприлично быть не таким как все. Теперь нужно приложить огромное количество усилий, чтоб новое поколение гордилось своей уникальностью. Игра "Один равен одному" - лишь шаг на этом пути.

Во время учебного года школьников наполняют всевозможными знаниями, им начитывают, задиктовывают и требуют воспроизвести огромное количество информации. В этой Школе всё по-другому. Тут дети, поиграв в игру, сами определяют ёё цель, какие навыки она помогла развить (хотя из-за слабого развития соответствующих навыков и недостатка практики, подобное обсуждение не всегда дается легко).

Мне в голову приходит строчка Пушкина: "Здесь чудеса, здесь леший бродит…". Ведь здесь действительно изучают логику в увлекательном путешествии по лесам, болотам, в котором для того, чтобы спастись от опасности, необходимо назвать логическую ошибку в репликах сказочных героев, здесь решают дилеммы, которые под силу не каждому взрослому, здесь после занятий взрослые и дети играют в гуси-лебеди, "Что? Где? Когда?", бегают в поисках синего лака и из подручных средств сооружают конструктор. Для того чтобы обсудить, нужно ли вводить обязательное преподавание базовых дисциплин в средних школах на украинском языке, ребята сами проводят небольшое исследование, изучают юридические документы, статистические данные, формулируют и отстаивают аргументы, поддерживающие обе точки зрения, что помогает развивать навыки критического мышления. В школах часто говорят, что дети не умеют выражать свои мысли, боятся аудитории, да и вообще, большинство не хочет учиться. А разве класс, в котором более 30 человек, часто совершенно не чувствующих друг друга, способствует тому, чтоб каждый ученик раскрыл себя? Современное образование находится на таком этапе, что любое продвижение вперёд невозможно без интерактивных методик. Именно с такими методиками смогла ознакомиться группа преподавателей, присутствовавшая в лагере в рамках проекта "Образование в течение всей жизни", который поддержала программа Посольства Нидерландов МАТРА КАП. osvityaneУчителя, сотрудники системы образования и тренеры из общественных организаций ознакомились с методикой игры "Дебаты", специальными курсами, разработанными "Диспут-клубом", обсудили "Доктрину развития образования в ХХI веке", и особенно момент, касающийся взаимодействия общественности и образовательной системы. Несмотря на то, что "Доктрина…" предполагает принципгосударственно-общественного управления образованием, в реальной жизни крайне редко встречаются ситуации, когда попечительские советы занимаются привлечением дополнительного финансирования (кроме "добровольных пожертвований" родителей), влияют на процесс принятия решений администрациями учебных заведений, разрабатывают стратегию развития учебного заведения. Но раз законодательство уже декларирует такую возможность, и даже больше - необходимость, то наша ответственность - знать об этом и воплощать в жизнь. Семь дней Школы были похожи и на семь месяцев, и на семи часов: так много всего произошло, и так быстро закончилось. Мы успели сдружиться и даже полюбить друг друга. Кого-то мы узнали как самого доброго, кого-то - как самого эмоционального, кто-то проявил себя как самый галантный участник Школы, кто-то - как самый строптивый. Мы все запомним прыжки через костер и ночное купание на празднике Ивана Купала, и думаю, не забудем, что как пифагоровы штаны, все люди на Земле равны. Мы многое пожелали участникам Школы-2003 (естественно, себе, любимым, и своим друзьям, с которыми приедем на следующий год), самое главное - найти эффективное средство от комаров. Хотя, кто знает - может, комары, узнав о дате нашего следующего приезда, улетят в теплые края.


Награждение участников

Ольга Веселова,
PR координатор "Диспут-клуба"